КОСТЮМ КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ
Среди компаний, работающих на московском рынке, только одна базируется на английской системе индивидуального пошива. The Imperial Tailoring Co. («Императорский портной») хоть и не имеет среди своих клиентов настоящего императора, зато без ложной скромности может заявить, что одевает почти всех первых лиц российской столицы, а в ближайшее время рассчитывает пополнить этот список и первыми лицами государства. Кроме того, это одна из немногих фирм, продукция которых может быть отнесена к категории «bespoke». Дело в том, что даже знаменитые портные с лондонской Savile Row далеко не всегда изготавливают для клиента индивидуальную выкройку (именно такой метод работы и называется «bespoke»), некоторые компании подбирают и адаптируют готовые лекала, наиболее приближенные к меркам, снятым с заказчика. По британской терминологии такая система называется «made to measure», и ей очень продуктивно пользуются почти все итальянские производители мужской одежды. В «Императорском портном» владелец фирмы и главный закройщик господин Сэмми Котвани снимает мерки с заказчика и делает выкройку в Москве, а уже смакетированный костюм отправляется в Англию. Команда профессиональных портных из Питсбурга в количестве 60 человек с тремя закройщиками отшивает модель из ткани, выбранной клиентом. Затем костюм опять отправляется через Ла-Манш. Если вы обратились в The Imperial Tailoring Co. в первый раз, то весь процесс изготовления вашего личного экземпляра займет около 5-6 недель, во время которых вас ожидает 2 примерки, а окончательную подгонку по фигуре осуществят уже в одном из представительств компании на территории России и сопредельных государств (Санкт-Петербург, Киев, Варшава, Хельсинки, Алма-Ата, Баку), или в головном офисе в Москве. Все лекала хранятся в фирме, так что при втором обращении время изготовления костюма сокращается до одного месяца. Достаточно высокая скорость обслуживания достигается за счет того, что в каждом представительстве фирмы заказы принимает специально обученный портной-имиджмейкер, в чьи обязанности входит выяснить цель приобретения костюма заказчиком, выбрать с ним образец ткани, снять мерки и сделать фотографии клиента в 4-х проекциях. Затем весь пакет пересылается в головной офис, и окончательное решение образа будущего костюма утверждает лично главный закройщик. В исключительных случаях он может даже выехать к клиенту на дом или в офис (подобная услуга входит в стоимость заказа). Кстати, именно благодаря такому мобильному сервису компания в довольно сжатые сроки успела выполнить несколько заказов для «Венского бала», и трудно поставить под сомнение, что фраки были сшиты на индивидуальную фигуру, а не подогнаны из готовой коллекции, поскольку такой коллекции просто не существует – в салоне представлено лишь несколько образцов костюмов, а клиентам в устном порядке рекомендуют обратить внимание на модные тенденции сезона. По мнению Сэмми Котвани сейчас актуально заказывать пиджаки на двух пуговицах с узкими лацканами. Пользуется спросом цветная подкладка бутылочно-зеленого, бордового, глубокого синего и пурпурного оттенков, а также с рисунком в кашмирский огурец и в полоску.
О стоимости: «Императорский портной» предлагает выбор из 7000 образцов тканей таких достойных производителей, как английская фирма Scabal, итальянская Ermenegildo Zegna (свежее пополнение), и многих других. За год происходит смена примерно 10% текстильных образцов. Естественно, конечная цена костюма во многом зависит от выбранного материала. Например, стандартный деловой костюм из шерсти Super 100’s (обычно все же заказывают Super 120’s, поскольку Super 100’s используется в готовом платье) обойдется клиенту в $1200, а из новой облегченной Super 200’s может стоить от $2000 и выше (маркировка тканей для мужских костюмов обозначает километры нити, вытянутой из 1 кг пряжи). Фраки шьются из всесезонной английской шерсти весом в 280 г, в «Императорском портном» цена подобного заказа начинается с $1800. Но есть и более дорогие предложения – для торжественных случаев можно заказать костюм из шерсти Super 150’s с нитью из 22-каратного золота стоимостью в $4000 (серия Scabal Gold Treasure) или сверкающий наряд из серии Scabal Diamond Chip с бриллиантовой пылью за $3000. Но если вы решили, что эти материалы будут хорошо смотреться во фраке или смокинге, Сэмми Котвани, как человек, в тонкостях изучивший английские традиции, вынужден будет вас разочаровать – согласно правилам международного этикета, подобные ткани могут пойти только на костюм, предназначенный для посольских или королевских приемов. Дороже этого может быть только костюм из шерсти ламы Super 2000 или из тончайшего, но необычайно прочного кашемира 4-ниточного кручения Cashmere Performance 4 Ply – около $8000. И надо сказать, что для Москвы эти цены далеко не запредельны, а в Лондоне пошив костюма у знаменитого портного с Savile Row обходится еще дороже. Впрочем, качество пошива в The Imperial Tailoring Co. стоит таких денег – все характерные особенности английского костюма здесь сохраняют в первозданной чистоте. Пошив пиджака занимает примерно 40 часов ручной работы, естественно, что вручную выполняется и вспушка краев лацканов, и соединение верха с подкладкой, и стежка всех прокладочных деталей на груди (используется только натуральная бортовка с конским волосом), и обметывание петель (у дорогого костюма они должны быть настоящими не только на полах пиджака, но и на обшлагах рукавов – для демонстрации данного факта принято расстегивать одну или две нижние пуговицы на всех застежках). Наличие большого запаса ткани в боковых швах пиджака также вторит британской практичности и верности традициям – подобные приобретения рассчитаны на много лет или даже на несколько поколений, поэтому если клиент вдруг поправится, вещь не надо будет отправлять на свалку истории. Помимо трех классических карманов – одного нагрудного и двух с клапанами – английский костюм может включать еще один прорезной карман с клапаном, расположенный на правой полочке поверх стандартного (особенно часто он встречается на клубных пиджаках, которые надевают на скачки), и несколько внутренних – для носового платка, бумажника, etc. Клиенты Savile Row получают в качестве бонуса еще скрытую петличку для бутоньерки с внутренней стороны левого лацкана – в России носить цветок на отвороте пиджака считается привилегией эстрадных артистов. Зато отечественные заказчики чрезвычайно ценят всевозможные лейблы и бирки: «Императорский портной» помещает этикетку с названием ткани и вышивку с именем клиента на внутренней стороне правого борта пиджака, а собственный логотип – слева, там же во внутреннем кармашке помещается секретный номер заказа, который позволяет отличить «своих среди чужих».
Несмотря на специфический британский оттенок и явный традиционализм кроя (Сэмми Котвани гордится 150-летней историей питсбургской портновской школы) количество заказчиков у компании непрерывно растет, причем явные денди и люди с нестандартными фигурами составляют среди них примерно равные части. До недавнего времени компания, уже 13 лет работающая на российском рынке, имела в Москве лишь офис, телефон которого передавался «из уст в уста». Правилу приема клиентов по рекомендациям «Императорский портной» не изменил и сегодня, когда почетный список удлинился до тысячи имен, а вот представительский салон все же посчитал необходимым открыть. Всесильный московский строитель Владимир Ресин уже после второго заказанного костюма предложил фирме переехать в здание «Гостиного двора». Благодаря дизайнеру Светлане Осиповой и студии «Max Interior» в стенах строения времен московского классицизма удалось воссоздать интерьер в стиле «ридженси» типичного ателье с Savile Row. Портреты российских императоров, строго взирающие на посетителей со стен галереи, где выставлены образцы костюмов (язык не поворачивается назвать это место шоу-румом), призваны поддержать прервавшуюся традицию. Другие, менее официальные помещения салона, располагают к неторопливой беседе с бокалом коньяка и сигарой. Собственно, Сэмми Котвани и задумал превратить VIP-ателье в некое подобие английского клуба, члены которого будут собираться на дегустации элитных вин, камерные концерты и прочие закрытые party. Роскошь обстановки получила дополнительный блеск, когда стены салона украсила коллекция картин еще одного клиента – владельца компании «Арбат-Престиж» Владимира Некрасова. Человек, заказывающий костюм в компании с подлинниками Бенуа, Лансере, Анисфельда и Лентулова не променяет это удовольствие на посещение магазина готового платья. Так, кратко проинтервьюированный во время посещения салона генеральный директор «БК-Нефтесервис» Алексей Игнатенко сообщил, что после первого заказа в «Императорском портном» перестал посещать бутики в Третьяковском проезде и ТД «Москва», променяв костюмы от Armani на индивидуальный пошив. На вопрос, чем же так подкупают модели от Сэмми Котвани, ответить затруднился. И это лучшая похвала портному – потому что хороший костюм клиент не должен все время чувствовать, он должен в нем существовать.