ФМС и ИБА налаживают сотрудничество для решения миграционных проблем
Руководство Федеральной миграционной службы (ФМС) России и представители Индийского бизнес-альянса (ИБА) наметили своего рода дорожную карту для оперативного налаживания конструктивного взаимодействия сторон при решении проблем миграционного характера среди представителей растущей индийской диаспоры в РФ.
ИБА, состоящий из работающих в РФ индийских компаний, видит свою миссию продвижении развития торговли, инвестиций и бизнеса между Индией и РФ и оказании поддержки индийским компаниям в РФ и их российским партнерам.
Потому неудивительно, что делегацию индийской диаспоры на встрече, состоявшейся в апреле в помещении ФМС РФ в Москве, возглавил президент ИБА Семми Котвани, который также является президентом компании «Императорский Портной», владеющей элитной сетью салонов по ручному пошиву мужских костюмов в РФ и других странах СНГ. Также присутствовали со стороны ИБА и первый секретарь Альянса Аббас Меесам и официальный представитель ИБА Т. Беслангуров. Со стороны ФМС РФ были сам глава российского миграционного ведомства Константин Ромодановский и зам. директора ФМС РФ Екатерина Егорова и начальник Управления международного сотрудничества ФМС РФ Светлана Степанова, обладающие большим опытом работы с иностранными гражданами в ведомстве. Стороны затронули все актуальные для иностранных бизнесменов, инвесторов, сотрудников зарубежных корпораций в РФ и рядовых иностранцев вопросы, связанные с практическим применением ФМС норм обновленного российского законодательства в сфере миграции.
ИБА о наболевших проблемах и других острых темах
В своих вступительных речах, индийские бизнесмены положительно оценили новое российское миграционное законодательство как одно из наиболее прогрессивных и высказали свои предложения по налаживанию взаимодействия с ФМС РФ, а представители российского миграционного ведомства, со своей стороны, выразили готовность к сотрудничеству в создании благоприятных условий для деятельности индийских компаний в стране.
Однако после высказывания традиционного для подобных встреч реверанса в адрес друг друга и обмена любезностями, представители ИБА сразу пришли к наболевшим проблемам и другим острым вопросам в сфере миграционного законодательства РФ. В частности, президент ИБА отметил отсутствие дифференциального подхода со стороны официальных российских властей при решении миграционных проблем крупных иностранных бизнесменов, инвесторов и простых рабочих, приезжающих в РФ в поиске лучшей жизни, так как все категории иностранцев при сегодняшнем законодательстве уравнены перед лицом ФМС, в частности при регистрации пребывания в стране. «Должна быть разработана четкая система квот для определенных групп иностранных граждан, чтобы упростить путь крупному бизнесу в РФ, что, по моему мнению, должно быть выгодно как нам, иностранным бизнесменам, так и РФ».
Кроме того, другие представители индийской делового сообщества выразили недовольство нормой миграционного закона, согласно которой каждый иностранный гражданин должен зарегистрировать свое пребывание в стране в течение 3-х дней с момента пересечения границ РФ. Сославшись как на собственный опыт, так и на жалобы других иностранцев, представители индийской диаспоры отметили практическую невозможность уложиться в эти жесткие временные рамки, особенно если у иностранцев нет знакомых/бизнес-партнеров в стране, готовых помочь в оформлении пребывания в строгом соответствии с требованиями миграционного законодательства. Также коснулись неэффективности почтового уведомления ФМС о пребывании иностранца в страну, вызванной несколькими объективными обстоятельствами, требующими безотлагательных решений. Во-первых, не все пребывающие в страну иностранцы знают об этой возможности и месторасположениях почтовых отделений.
Кроме того, большинство отделения «Почты России» не располагают сотрудниками, компетентно владеющими ведущими мировыми языками, такими как английский, немецкий, французский, испанский, арабский, китайский, японский и т. д., не говоря уже о других менее известных языков мира. Что на практике означает, что большинство иностранцев часто сталкиваются с лингвистическими проблемами в почтовых отделениях. Аналогично, иностранцы также сталкиваются с лингвистическими проблемами при заполнении бланка миграционного уведомления о прибытии, который имеется исключительно на русском и английском языках. То же самое можно сказать и о представителях ФМС и других правоохранительных органах, большинство из которых не знают ведущих иностранных языков. Это острая проблема также часто вызывает «лингвистическое трение» между иностранцами и представителями правоохранительных структур в стране, а как вследствие – осложнения и недопонимание при общении друг с другом. И последнее – не все уведомления, отправляемые почтой в районные управления ФМС, доходят вовремя до адресата, некоторые «теряются» в пути в ФМС, а те, которые сумели дойти, иногда теряются среди других многочисленных почтовых корреспонденций уже внутри самой службы.
ФМС готова упростить миграционные процедуры для деловых людей
Со своей стороны, глава ФМС, реагируя на жалобы и предложения представителей ИБА по усовершенствованию существующей миграционной политики, ответил, что российские миграционные власти делают все возможное, чтобы упростить все процедуры для представителей иностранного капитала в РФ, но особо подчеркнул при этом то, что все предлагаемые и возможные изменения в миграционной политике РФ будут иметь «эволюционный, нежели революционный характер». Он, в частности, отметил, что ФМС будет активно работать над дальнейшим упрощения процедуры и процесса получения разрешений, сведя походы за документами лишь в один орган, и для этого не будет нужно в обязательном порядке приезжать из российских регионов в Москву для разрешения подобных вопросов. «Наша задача организовать работу так, чтобы индийским гражданам было комфортно в РФ», - сказал Ромодановский. «Необходимо создать условия, при которых иностранные граждане смогли спокойно работать. Мы должны консолидировано решать все возникающие при этом проблемы».
Глава ФМС также призвал сообщить все случаи нарушения прав иностранных граждан, в том числе случаи злоупотребления представителями российской миграционной службы и других правоохранительных органов властными полномочиями при исполнении своих официальных обязанностей в сфере миграции. Ромодановский отметил готовность ФМС продолжать защищать интересы всех законопослушных иностранных корпораций и их представителей в РФ, в том числе и от коррупции. «Конечно, необходимо бороться с главной проблемой – коррупцией в системе», - отметил он. «Мы в прошлом году не позволили создать проблемы для крупного иностранного бизнеса и не позволим и в этом году. Мы вместе должны не позволять возникать такого рода проблемам, а, в крайнем случае, когда таковые появляются, оперативно их решать».
Итоги встречи
В заключение Ромодановский предложил руководству ИБА подписать конкретное соглашение о взаимодействии между ФМС и ИБА, которое будет способствовать дальнейшему углублению сотрудничества сторон при решении миграционных проблем членов индийской диаспоры в РФ.
Хотя большинство поднятых на встрече вопросов имели непосредственное отношение в первую очередь к работающим в РФ представителям индийской диаспоры, но предложенные при обсуждении и поиске решения этих проблем схемы, а также обнародованная руководством ФМС готовность ведомства содействовать быстрому разрешению возникающих в области миграционного законодательства вопросов, представляют огромный интерес для всех без исключения и категорий визового статуса иностранцев. Это касается как уже находящихся на территории РФ, так и намеривающихся приехать сюда в ближайшее время с целью поиска работы, лучшей жизни или в качестве стратегических инвесторов в российской экономике. В частности, участники встречи высказались за ввод в работу «горячей линии», которая станет механизмом для оперативного получения информации и жалоб в ФМС с целью их своевременного и эффективного решения.
А своей стороны, Котвани, подводя итоги встречи, выразил полное удовлетворение ходом и принятыми после обмена мнениями решениями, еще раз подчеркнув готовность всех членов ИБА сотрудничать с ФМС РФ в сфере усовершенствования и применения норм российского миграционного законодательства в отношении к иностранцам. «Поэтому, нужно делать так, чтобы все законы в этой области были либеральными, прозрачными и, что особенно важно, понятными для всех иностранцев. Это очень важно, чтобы иностранные граждане смогли их понять и соблюсти», - отметил он. «Такая политика, на мой взгляд, принесет большую пользу, как российскому правительству, так и всем проживающим и работающим в РФ иностранцам».