Пресса о нас

Клиент – бог

В 1990 году индийский портной Сэмми Котвани прилетел в Москву со «стартовым капиталом» $300: на эти деньги ему предстояло обжиться в новой стране, языка которой он не знал, и построить в ней бизнес. Сегодня его ателье «Императорский портной», специализирующееся на пошиве мужских костюмов, располагается в Гостином дворе и богатством убранства напоминает дворец махараджи: хрустальные люстры, роскошные ковры, подлинники Альберта Бенуа на стенах, а в углу рояль, на котором Сэмми продемонстрировал нам приемы кройки мужского костюма. Почему же именно индиец обшивает российскую деловую и политическую элиту? «У русских не хватает терпения заниматься таким бизнесом, — усмехается Котвани. — Слишком долго приходится зарабатывать репутацию, завоевывать доверие клиентов и ждать результатов».

Сэмми Котвани

Семейным делом, основанным его дедом, Сэмми Котвани занялся в 19-летнем возрасте. Компания была международной еще до того, как Сэмми открыл российский рынок. Управляли бизнесом члены традиционной для индийцев расширенной семьи, главный офис располагался в Гонконге, а клиентами ателье были дипломаты и сотрудники посольств, работавшие в Африке. В 1989 году Сэмми решил, что будущее семейного бизнеса зависит от него: «В Африке — кризис, в Европе — рецессия, нужно было спасать компанию! И вдруг ко мне приезжает клиент на «Ягуаре» с просьбой сшить костюм. Себя он отрекомендовал как человека скромного и бедного. Я подумал: «Вот бы и мне стать таким бедным!» Новый заказчик оказался партнером Ernst & Young, который вел дела с Советским Союзом, где в ту пору зарождалась рыночная экономика. Он-то и надоумил Сэмми поехать в Москву строить свой бизнес, помог получить бизнес-визу и дал три совета: «Не распыляйся, занимайся только тем, в чем ты профессионал, — в России так много возможностей, что тебя будет распирать от искушения попробовать себя в чем-то еще. Выживи любой ценой — если выживешь, будешь королем. И, главное, держись подальше от девушек, которые говорят на твоем языке, — они из КГБ».

Сэмми так и поступил. Вместо того чтобы засматриваться на девушек, снял помещение на Ленинском проспекте, нашел контакты интересующих его посольств и начал слать факсы дипломатам с предложением сшить костюм на заказ. Отсутствие конкуренции обеспечило постоянный приток заказов. «Мы шили по 100 костюмов в месяц для работников американского, канадского, финского, французского, немецкого и британского посольств», — вспоминает Котвани. Обшив всех дипломатов, он переключился на топ-менеджеров западных компаний, представительства которых открывались в Москве одно за другим.

Переломный момент в истории «Императорского портного» наступил в 1998 году, когда после дефолта иностранные компании стали массово покидать Россию. Спрос на костюмы упал в четыре раза, и Сэмми впервые понял, что в России невозможно выжить, обслуживая одних лишь иностранцев. «Было нелегко убедить русских, что они должны наряжаться как английские джентльмены, но в итоге стратегия принесла свои плоды», — говорит он. С 1999 года ядром целевой аудитории «Императорского портного» стали российские бизнесмены, артисты и политики. Они приводили за собой родственников и друзей, так что спрос снова потихоньку вырос. Фотографии VIP-клиентов собираются в фотоальбом — так мы узнали, что услугами ателье воспользовались Виктор Черномырдин, Иосиф Кобзон, Леонид Кучма и Владимир Ресин. Сэмми мечтает, что однажды ему позвонит президент России и попросит сшить костюм, как в свое время попросили президенты Украины и Армении.

Сэмми Котвани
Сэмми Котвани

«Говорят, что клиент — король, но я отношусь к каждому своему клиенту как к богу, — говорит предприниматель. — Потому что короля можно обхитрить, а отношения с богом могут быть только абсолютно искренние». «Императорский портной» предлагает всем своим клиентам бесплатное «техобслуживание». Раз в полгода можно сдать костюм на проверку — портной укрепит пуговицы, проверит прочность подкладки, подгонит костюм с учетом изменений фигуры. При пошиве костюма на швах предусмотрительно оставляется запас ткани на тот случай, если клиент наберет вес или подкачает мышцы, — при необходимости вещь можно легко расставить.

По словам Сэмми Котвани, стоимость пошива костюма в «Императорском портном» составляет от 65 тыс. рублей, а средняя цена — 85 тыс. рублей. Работа над костюмом ведется в несколько этапов: сначала клиент вместе с дизайнером выбирает стиль, ткань и фурнитуру. Далее снимается около двадцати мерок (Сэмми до сих пор снимает мерки сам, не доверяя эту интимную и ответственную процедуру своим подручным), и делаются фотографии в трех проекциях. После этого ткань кроят и отправляют в Шанхай, где швеи прострачивают наметанные швы. Весь процесс занимает от 4 до 6 недель. Выбор Шанхая в качестве производственного центра Сэмми Котвани klient bog 2объясняет отнюдь не дешевизной рабочей силы, а тем, что профессионалы нужного уровня есть только там: «В Европе за работу над костюмом швея возьмет $60-70 и установит вам срок несколько месяцев. В Шанхае строчка обойдется дороже — $200 за костюм, зато качество превзойдет ожидания самого взыскательного заказчика». Из Шанхая в Москву костюм прибывает готовый на 70%, после чего клиента приглашают на примерку и за пару дней доводят костюм до совершенства. Все снятые размеры и образцы подгонки остаются в архиве ателье. Если заказчику захочется сшить еще один костюм по тем же меркам, заказ можно сделать даже по телефону.

«Императорский портной» постепенно расширяет свою сеть: помимо флагманского салона в Москве у компании есть филиалы в Санкт-Петербурге, Уфе, Алма-Ате, Киеве и Астане. В ближайших планах — открытие ателье в Армении. Развивать бизнес в разных регионах Сэмми помогают его многочисленные родственники: родные, двоюродные, троюродные братья и их дети. «Карьерная модель выглядит следующим образом: сначала они работают со мной, набираются опыта, а затем, обретя зрелость, едут открывать филиалы в новых городах», — поясняет Сэмми. Как бы ни была многочисленна индийская семья, Сэмми Котвани еще не решил, кто унаследует его бизнес. «У меня растут три дочери, которые рано или поздно выйдут замуж, — говорит он. — Если бы у меня был сын, весь бизнес перешел бы к нему. Как будут участвовать в делах семейной компании дочери, я еще не знаю. Мне давно хочется открыть в рамках «Императорского портного» женскую линию — возможно, именно этим им и предстоит заняться».

Семми Котвани получил образование в Институте шелка и художественной шелкографии (Индия) и школах дизайна Великобритании. С 1990 года живет и работает в Москве. Основатель и совладелец компании «Императорский портной», среди клиентов которой семь глав государств, министры, артисты, политики, крупные международные компании. Президент Индийского бизнес-альянса (IBA) в России.

Текст: Ольга Бахлина
Фото: Артем Пащук