Архив прессы

Бизнес-альянс выходит на новый уровень

Создавая костюмы для своих высокопоставлен-ных клиентов, Сэмми Котвани работает на весь Индийский бизнес-альянс

28 июня глава компании «Императорский Портной» Сэмми Котвани был избран президентом Индийского бизнес-альянса (ИБА). Корреспонденту «РГ» он рассказал о том, как развивается индийский бизнес в России, с какими трудностями сталкиваются индийские компании, и как будет развиваться деловое сотрудничество бизнесменов двух стран.

Господин Котвани, хотим поздравить Вас с избранием на пост президента Индийского бизнеса-альянса в России. Была ли трудна борьба за этот пост?

Никакой борьбы не было. Люди проголосовали за меня сердцем, оказали мне дружескую поддержку. Всего на пост президента ИБА было три претендента. Это действующий президент; бизнесмен, который 8 лет проработал в России и является членом комитета альянса, и ваш покорный слуга. Кстати, до того, как занять пост президента, я даже не был членом комитета. Кроме того, я был самым молодым из претендентов и по возрасту.

Какие первоочередные задачи Вы ставите перед возглавляемым Вами альянсом?

Сегодня в России много возможностей для деловых людей из Индии, которые хотят сюда приехать и делать бизнес в России. Индийский бизнес-альянс должен играть роль посредника между российскими и индийскими бизнесменами, помочь им найти общий язык, наладить деловые связи. Для этого у меня есть все возможности, поскольку я рассчитываю на помощь своих многочисленных высокопоставленных друзей. Я также планирую поднять репутацию ИБА, а в настоящее время это довольно закрытая организация, через создание положительного образа альянса в СМИ. После выборов на пост президента альянса я дал несколько интервью различным СМИ, чтобы подробно познакомить людей с деятельностью ИБА. Моя цель - сделать к концу текущего года наш альянс легко узнаваемым в России. Главная задача альянса - развитие сотрудничества между индийскими и российскими компаниями. Я уверен, что российско-индийская дружба существует пока только на бумаге. В реальности дружить индусам и русским трудно из-за различия культур и традиций. Вот пример: каждый год около 50 индийских бизнесменов с семьями возвращаются в Индию из-за того, что в России нет индийских школ - только при посольстве Индии в Москве. Обучение в этой школе обходится очень дорого, не все могут себе позволить такие расходы на образование детей. Если у меня достаточно денег, чтобы мои дети могли учиться в индийской школе, то у большинства представителей малого и среднего индийского бизнеса такой возможности нет. А учиться в обычной школе нашим детям не позволяет уважение к индийским традициям, культурные различия. Решить эту проблему -это еще одна первостепенная задача.

Какие конкретные шаги Вы планируете предпринять на новом посту?

В августе я организую праздник в отеле Балчуг Кемпински, посвященный 13-летию Индийского Бизнес-альянса. Приглашено 350 компаний. Цель этого форума налаживание контактов между российскими и индийскими бизнесменами. Если есть контакт - будет и бизнес. Будет хороший контакт - будет развиваться большой бизнес. Я за то, чтобы развивался именно крупный индийский бизнес в России.

Удовлетворены ли Вы уровнем развития российско-индийских торговых и деловых отношений? Существует мнение, что потенциал этих отношений в разы превышает существующий уровень. Отсюда еще один вопрос: что мешает сотрудничеству между нашими странами? С какими проблемами сталкиваются индийские фирмы в России? Хватает ли обеим сторонам информации о возможностях бизнеса-сотрудничества?

Сегодня торговый товарооборот между Индией и Россией очень низок, и большая его часть приходится на военные поставки. Чтобы поднять товарооборот до $10 миллиардов, обе стороны принимают различные программы. Однако, чтобы достигнуть этой цели, правительствами и деловыми кругами наших стран должна быть проведена большая предварительная работа. Определенно, я хотел бы, чтобы ИБА стал платформой для быстрого роста компаний, которые являются его членами.

Для этого нужно вывести альянс на новый уровень, чтобы его воспринимали как сильную профессиональную организацию, способную поддержать своих членов на всех уровнях. К концу этого года мы должны определить ключевые отрасли промышленности, имеющие наибольший потенциал для развития бизнеса, и затем заручиться поддержкой российских и индийских властей и крупного бизнеса для реализации этого потенциала. В число этих отраслей, например, входит фармацевтическая промышленность, IT и чайная промышленность, где Индия сегодня является одним из ключевых игроков на российском рынке.

Что необходимо индийскому бизнесмену, чтобы добиться успеха в России?

Нужно знать российские законы и то, как они работают, выучить язык и платить налоги. Как говорят в России - заплати налоги и спи спокойно. Лучше иметь небольшую но стабильную прибыль и легальный бизнес, чем рисковать. И еще соблюдать правило - не имей сто рублей, а имей сто друзей. Желательно из властных структур. Среди моих друзей большинство -- представители власти, министры, чиновники, крупные бизнесмены. Это мои клиенты.

С какими трудностями сталкиваются индийские бизнесмены, приезжая работать в Россию?

В последние 2-3 года условия для иностранцев, в том числе и из Индии, стали более жесткими. Страна, особенно Москва, стала очень дорогой. Как я уже говорил, отсутствие индийской школы становится непреодолимым препятствием в силу невозможности обучения детей в русских школах. Очень сложно получить разрешение на работу, миграционные службы не хотят идти навстречу, упрощать процедуры. Даже если компания работает в России уже 10 лет, каждый год нужно проходить сложную бюрократическую процедуру получения разрешения на работу.

Кроме того, Россия сама по себе сложная страна - холодный климат, очень низкая, по сравнению с Индией, плотность населения, очень большая территория.

Что мешает развитию совместного российско-индийского бизнеса?

Если у сторон есть обоюдное желание делать общее дело, если люди хотят помогать друг другу, тогда совместный бизнес будет развиваться. Но пока индусы и русские не доверяют друг другу - у нас очень разные культуры, традиции. Но ситуация уже начала меняться. В России бизнес стал более цивилизованным. В стране стало больше денег. Но есть и проблемы.

Главная - отсутствие современных технологий финансовых расчетов, неразвитость кредитных механизмов. Если в Индии, как и во всем цивилизованном мире, поставки товара осуществляются под банковскую гарантию, в России требуется стопроцентная предоплата. Есть и препятствия другого плана - например, чтобы арендовать квартиру в домах Главного Управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, нужно участвовать в конкурсе - кто больше заплатит. Такого нигде в мире больше нет и нам это непонятно.

С какими трудностями Вы столкнулись в России? Как пережили кризис 1998 года?

Бизнесмен всегда понимает одну вещь -кризис не только рушит бизнес, он же открывает и новые возможности для бизнеса. После дефолта я развернул свой бизнес на 180 градусов. До дефолта я шил на иностранцев - моими клиентами были 90 процентов иностранцев, и только 10 процентов россиян. После дефолта соотношение изменилось: 90 процентов моих клиентов - русские.

Вам запомнился первый успех?

Первый успех, конечно, всегда запоминается. Главный принцип, который лежал в основе моего бизнеса в России - уважительное и трепетное отношение ко всем клиентам.

А если для европейца клиент - царь, то для индуса клиент - бог.

Возглавляемая Вами сеть элитных салонов по индивидуальному пошиву одежды «Императорский Портной» числит в своих клиентах многих известных российских бизнесменов, политиков, людей состоятельных и знаменитых. Чем, по Вашим наблюдениям, российские клиенты отличаются от заказчиков в остальном мире? Легко ли Вам находить общий язык с российскими заказчиками?

Я чувствую, что мои отношения с российскими клиентами складываются лучше и теплее, чем с клиентами из других стран. За мое дружеское к ним отношение они платят взаимностью. Это особенно приятно и полезно - не только для меня, но и для всех членов Индийского бизнес-альянса - так как среди моих клиентов главы пяти государств, а также министры. А среди корпоративных клиентов - Ernst & Young, посольство Америки, Deloitte, BH Russia Operation, inc. Baker and McKenzie, General Motors CIS, Delta Capital, Caterpillar, Xerox, DHL, Hertz, Marriott, Antal International, Coca-Cola и другие известные международные компании.

Как клиенты узнают о вашей компании? «Императорский Портной» не дает широкой рекламы...

Вы заметили, что индийские товары вообще мало рекламируются, а индийских брендов практически нет? Наша реклама действует по-другому. Например, лекарства не рекламируются широко. Информация доводится до врача, а он уже рекомендует препарат пациенту. Для меня лучшая реклама - это сарафанное радио. Конечно, отсутствие брендов сдерживает продвижение индийских товаров в России. Но преимущество наших товаров -высокое качество. И те, кто смог его оценить, становятся постоянными покупателями индийских тканей, чая, лекарств, одежды.

А как развивается российский бизнес в Индии? С какими трудностями сталкиваются россияне?

Трудности те же, что и у индусов в России. Языковой барьер, культурные различия. Чтобы делать бизнес в Индии, кстати, как в другой любой стране, в том числе и в России, нужно выучить язык, знать и понимать законы и чтить традиции. Есть старая английская пословица «В Риме ведите себя как римляне». Пока вы не делаете то же, что жители страны, в которой вы работаете, взаимопонимания не получается.

Беседовала НАТАЛЬЯ БАРАНОВСКАЯ