Больше, чем портной
Он знает всё о мужском костюме, а о нем знают все российские политики и герои списка Forbes. Он приехал в Россию в смутные 1990-е и, основав здесь собственный бизнес, похоже, остался навсегда. Сэмми Котвани — потомственный портной, выходец из индийской королевской семьи — искренне считает себя россиянином.
Семейный бизнес Котвани по пошиву мужского костюма был основан в 1969 году. Бренд «Императорский Портной» появился в России, в 1998 году. Московское ателье расположено в здании Гостиного двора, в нескольких минутах ходьбы от Кремля. Салоны есть также в Петербурге, Екатеринбурге, Новороссийске, Киеве, Астане, Алматы, Ташкенте. Финансовые показатели не разглашаются. Объем заказов — около 500 костюмов в месяц.
В первый раз Сэмми Котвани оказался в Москве по долгу службы. В 1990-е он служил на дипломатическом поприще и его жизнь была связана с Бельгией, Францией и другими европейскими странами. «Через два месяца после того, как я приехал в Советский Союз, этой страны не стало», — делится он сегодня впечатлениями тех лет. Неразберихой в высших эшелонах власти дело не ограничилось: Котвани то и дело натыкался на неприятности самого разного рода. Одна из партий багажа, представлявшего собой готовые мужские костюмы, была отправлена в Москву почтовой пересылкой и так и не дошла до адресата. «Помню, у меня украли чемодан с образцами тканей, — продолжает Сэмми Котвани. — Потом как-то угнали машину». Одним словом, первые годы пребывания героя уже в России открывали для него не
самые лучшие стороны жизни в новой стране. «И сегодня, проведя в России почти 20 лет, я так до конца ее и не понял», — говорит он.
Печальные перипетии не помешали Сэмми Котвани стать настоящим образцом для подражания как минимум для всех иностранцев, открывающих в России свое дело. Сначала российский бизнес Котвани представлял собой продажу готового мужского костюма. Каналы продаж обеспечивались дипломатической страницей в биографии героя: покупателями были зарубежные дипломаты и бизнесмены, прибывавшие в Россию. Спустя некоторое время Котвани в корне изменил свой подход к делу: фирма Wintex Tailoring уступила место «Императорскому Портному», а иностранные клиенты — гражданам нашей страны.
«Все было очень просто»
— Господин Котвани, как родился столь громкий и, согласитесь, обязывающий бренд вашей фирмы?
— Мне довелось жить и работать в трех великих странах — Индии, Великобритании и России. Все они были империями, поэтому мне в голову пришло лишь одно наименование фирмы: «Императорский Портной», или The Imperial Tailoring. Кроме того, я сам родился в королевской семье, мой салон оформлен в стиле английского короля Георга VI… Наверное, так звезды сошлись, поэтому — «Императорский Портной» (улыбается).
— А почему именно Россия, а не та же Англия?
— В Великобритании не так много возможностей для развития бизнеса. Все в мире говорят по-английски и поэтому тянутся в эту страну. С Россией же ситуация обратная: это очень большая страна, самая большая в мире. И здесь очень много возможностей. Поэтому я и решил вести свой бизнес здесь.
— Что было самым сложным на старте вашего бизнеса в России?
— Не могу сказать, что у меня были какие-то сложности: все было очень просто. В 1990 году, когда российская экономика находилась не в самом добром состоянии: многим было элементарно нечего есть, — моими клиентами были иностранцы. Вскоре после дефолта 1998-го я поменял приоритеты. Зачем работать с зарубежными клиентами, если они сегодня — здесь, а завтра — там? И я начал работать только с русскими. Если раньше 95% клиентов были иностранцами, а 5% — русскими, то сегодня все наоборот: 97% наших клиентов — русские.
— Вы одеваете глав России и других стран СНГ, видных политиков, представителей того слоя общества, который принято называть элитой… Как вам удалось выйти на столь требовательную аудиторию?
- Очень просто! В бизнесе и в жизни я приемлю лишь одну вещь — качество. В ведении бизнеса я придерживаюсь индийской философии: маленькая прибыль, круг постоянных клиентов и качество. Как сказал один из моих клиентов, за деньги можно купить вещь любой известной марки, однако истинный стиль купить невозможно — его можно только заказать.
Портной чем-то похож на кулинара: какие продукты возьмешь — такое блюдо и получится. Я работаю с лучшими тканями, лучшей подкладкой, лучшими пуговицами, лучшей бортовкой. Однако лучшее мясо и овощи еще не гарантируют отменного вкуса рагу. Его надо уметь приготовить. А «готовить» мне помогают опыт, знание русских традиций и умение общаться с клиентом. Ведь один любит чай с сахаром, а другой — с медом. И клиенту нужно подать не просто то, что он любит, а то, что ему подходит.
Я вам честно скажу: когда человек выбирает костюм, он сам ничего не понимает. Он ведь никогда в себя не всматривается. Вот сколько минут в день вы проводите перед зеркалом? Пять? Десять? А окружающие вас люди смотрят на вас целый день.
Когда человек находит в моем ателье правильную одежду, то он возвращается сам и приводит с собой новых клиентов. Поэтому моя реклама — это мои клиенты. Когда бизнесмены довольны, они влияют на политиков, политики — на депутатов, депутаты — на Совет Федерации, Совет Федерации — на Администрацию Президента. Так я получаю в клиенты Президента России. Я одеваю глав семи стран, входящих в СНГ. Потому что они понимают, за что платят и сколько это стоит.
Ни секунды сомнений
Что самое интересное, Сэмми Котвани ни секунды не сомневался в ждущем его успехе. Потому что уверенность — один из его жизненных и деловых принципов. Он видел, что наши мастера не могут удовлетворить запросы местной политической и деловой элиты, ширивши-
Как правильно носить мужской костюм.
7 правил от Сэмми Котвани
- Не носить однотонные костюмы. Это, скорее, вариант дешевой униформы — ведь для того, чтобы сшить однотонную ткань, не требуется ни фантазии мастера, ни профессионализма. Значительно интереснее смотрится вариант костюма в полоску или в клетку. Правда, с клеткой надо быть осторожным.
- Рукав сорочки должен выглядывать из-под рукава пиджака на полсантиметра.
- Все пуговицы однобортного пиджака, кроме нижней, при носке костюма должны быть застегнуты.
- Брюки носятся с ремнем или подтяжками (надевать одновременно и ремень, и подтяжки неверно).
- Длина брюк должна быть до каблука ботинок, при этом спереди на брюках образуется небольшая складка (на ботинке).
- Конец галстука должен касаться брючного ремня.
- Туфли подбираются под цвет ремня, предпочтительнее обувь на шнурках.
Мерки — залог успеха
Сэмми Котвани говорит, что успех пошива костюма на 30-40% зависит от точности снятых мерок. Поэтому в московском ателье он их снимает сам, в других — братья Котвани, являющиеся также главами ателье. Портные работают в технике индивидуальной выкройки каждого костюма. В среднем пошив одного костюма занимает 1,5 месяца.
Всего в мужском гардеробе должно быть в среднем не менее 25 костюмов или хотя бы по пять на каждый сезон. Носить два дня подряд один и тот же костюм неприемлемо.
Один из клиентов Сэмми Котвани за пять лет заказал у портного 100 костюмов, после чего пропал. Как оказалось позже, клиенту было просто некуда вешать новую (и уже имевшуюся) одежду. Приглашенный домой к клиенту Котвани так решил «гардеробную» проблему: он рассортировал костюмы по сезонам и посоветовал отвезти часть вещей в загородный дом. Остальное он развесил таким образом, чтобы с утра можно было брать крайний слева костюм, а вечером — вешать его с правого края. Теперь Котвани продолжает шить этому клиенту новые костюмы.
Котвани уверен в предлагаемом клиенту качестве, поэтому без клиента он не останется.
Портной в лице Котвани — это даже не продавец костюма. Это автор целой вселенной отношений. Недавно у него был «золотой» день, когда ему пришлось одевать отца, сына и внука. «Два поколения я одеваю давно, а вот три было в первый раз, — с гордостью сообщает герой. — Я очень доволен своей работой».
Надо сказать, что «Императорский Портной» — это семейная компания. В бизнесе заняты три родных и восемь двоюродных братьев Сэмми Котвани. Стратегия развития, в соответствии с которой живет фирма, охватывает ближайшие 25 лет.
— Правильно ли я понимаю, что вы работаете, используя предоплату? В таком случае вопрос стартовых инвестиций перед вами вообще не стоял?
— В плане инвестиций первоначально передо мной стояла единственная цель — найти хорошее помещение и сделать в нем ремонт. Самая большая статья расходов — $1,5 млн — пришлась именно на ремонт. Кроме аренды и заработной платы наш бизнес не обременен никакими расходами.
— Получается, что вы ни разу не пользовались заемными средствами?
— Мой дедушка был королем, и я из очень обеспеченной семьи. Поэтому в долги никогда не влезал и пользовался только собственным капиталом.
По поводу банков хочется отметить: иностранцам в России всегда было очень сложно воспользоваться кредитными средствами, практически невозможно. Наши банки и сейчас плохо работают с этой категорией заемщиков, да и процентная ставка высокая. Просто нереально высокая. Поэтому в российских банках, в отличие, например, от американских, предприниматели получают очень мало кредитов. У меня одеваются все банкиры, поэтому я так уверенно говорю о таких вещах (улыбается). Главная разница в системах финансирования в России и за рубежом кроется как раз в стоимости денег. Каким должен быть бизнес, чтобы суметь обслуживать кредиты под 25% годовых?!
— А экономический кризис как-то сказался на вашей деятельности?
— Нет, пока он нас никак не коснулся. Качество — это, если позволите, вечная категория. Наши клиенты остались с нами.
— Планы по развитию бизнеса?
— Я хочу, чтобы «Императорский Портной» был представлен не только в России и странах СНГ. Хочу превратить его в мировой бренд, открыть еще пять офисов — в Лондоне, Нью-Йорке, Японии, Китае и Индии. И, если все будет хорошо, то еще в Бразилии. Тогда все страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) будут моими (улыбается). Еще я бы хотел, чтобы мода начиналась в России, а не в Англии, Франции или Италии. Россия должна стать законодательницей мировых модных тенденций: ведь в названных странах на самом деле не понимают, как нужно одеваться.
— Рассуждаете как патриот…
— Да, я — россиянин (улыбается).
Президент ИБА
— Вы являетесь почетным президентом Индийского бизнес-альянса (ИБА). Расскажите, пожалуйста, об успехах в этой сфере.
— Раньше было такое довольно распространенное выражение — «Хинди — руси — bhai-bhai» . Что значит: «индус и русский — братья». И сейчас это уже не просто слова, а реальность. Я очень доволен тем, что благодаря нашему премьер-министру — господину Путину — и его команде Индия и Россия стали очень близки друг другу.
Что касается альянса: он был создан 10 лет назад несколькими молодыми предприимчивыми индусами, ведущими бизнес в Москве. Мы поставили перед собой цель: создать такую организацию, которая бы помогала индийскому бизнесу адаптироваться к российским реалиям. Несмотря на то что альянс никогда не находился на таком высоком уровне, как, например, Российско-Европейский совет или Американская торговая палата, сегодня мы можем гордиться тем, что нас знают на уровне правительства РФ и мы регулярно с ним взаимодействуем.
Альянс играет заметную роль в развитии индийского предпринимательства в России и расширении двустроннего сотрудничества. Мы отслеживаем все возможности выхода индийских компаний на российский рынок, также стремимся заинтересовать индийских бизнесменов, работающих в Дубаи, Сингапуре и Великобритании. Наша задача — пропаганда деловых возможностей России среди представителей всего индийского бизнес-сообщества. Мы также активно рассматриваем проблемы членов альянса и ведем переговоры со многими российскими министерствами и ведомствами. Если быть конкретным: от Федеральной миграционной службы мы добились льготных условий для получения виз и разрешений на работу. И это было не так просто: думаю, многие деловые сообщества до сих пор не могут решить эту проблему.
— Сколько стоят услуги альянса?
— Хотя мы являемся некоммерческой и неправительственной организацией, для финансирования деятельности мы должны собирать небольшие членские взносы. По сравнению с условиями членства в таких организациях, как Американская торговая палата или Российско-Британский деловой совет, это небольшая плата. Для корпоративных членов взносы составляют $2 400 в год, для индивидуальных — $1 200. Сами понимаете, когда ваше предложение или запрос поддержаны письмом из альянса, то это уже совершенно иной уровень отношения к компании. Для вас сразу открываются многие двери, и за ними с вами готовы разговаривать.
— Как вы оцениваете уже пройденный Россией и Индией путь сотрудничества?
— Как я уже говорил, перспективы взаимоотношений в свое время — это было пару лет назад — первым понял Владимир Путин. Именно он рассмотрел огромный потенциал двустороннего развития в области технологий. Так начался новый этап во взаимоотношениях сторон, пришедший на смену поставкам оружия.
— На что, по вашему мнению, следует в первую очередь обращать внимание российским предпринимателям, желающим начать бизнес в Индии?
— Когда я приехал в Россию, то первым делом принялся за изучение национального менталитета. Несмотря на то что у меня за плечами были и большой опыт, и хороший пост. Так и российскому бизнесмену я рекомендую в первую очередь изучить наш, индийский, менталитет.
Выходя на рынок Индии, надо понимать: это очень большая страна, и здесь хорошо создавать именно сетевой бизнес. И не надо ждать от индийского рынка большой прибыли, приносимой за короткий срок. В этой стране не бывает большой прибыли: она маленькая, зато постоянная.