Архив прессы

Больше, чем портной

Он знает всё о мужском костюме, а о нем знают все российские политики и герои списка Forbes. Он приехал в Россию в смутные 1990-е и, основав здесь собственный бизнес, похоже, остался навсегда. Сэмми Котвани — потомственный портной, выходец из индийской королевской семьи — искренне считает себя россиянином.

Семейный бизнес Котвани по пошиву мужского костюма был основан в 1969 году. Бренд «Императорский Портной» появился в России, в 1998 году. Московское ателье расположено в здании Гостиного двора, в нескольких минутах ходьбы от Кремля. Салоны есть также в Петербурге, Екатеринбурге, Новороссийске, Киеве, Астане, Алматы, Ташкенте. Финансовые показатели не разглашаются. Объем заказов — около 500 костюмов в месяц.

В первый раз Сэмми Котвани оказался в Москве по долгу службы. В 1990-е он служил на дипломатическом поприще и его жизнь была связана с Бельгией, Францией и другими европейскими странами. «Через два месяца после того, как я приехал в Советский Союз, этой страны не стало», — делится он сегодня впечатлениями тех лет. Неразберихой в высших эшелонах власти дело не ограничилось: Котвани то и дело натыкался на неприятности самого разного рода. Одна из партий багажа, представлявшего собой готовые мужские костюмы, была отправлена в Москву почтовой пересылкой и так и не дошла до адресата. «Помню, у меня украли чемодан с образцами тканей, — продолжает Сэмми Котвани. — Потом как-то угнали машину». Одним словом, первые годы пребывания героя уже в России открывали для него не

самые лучшие стороны жизни в новой стране. «И сегодня, проведя в России почти 20 лет, я так до конца ее и не понял», — говорит он.

Печальные перипетии не помешали Сэмми Котвани стать настоящим образцом для подражания как минимум для всех иностранцев, открывающих в России свое дело. Сначала российский бизнес Котвани представлял собой продажу готового мужского костюма. Каналы продаж обеспечивались дипломатической страницей в биографии героя: покупателями были зарубежные дипломаты и бизнесмены, прибывавшие в Россию. Спустя некоторое время Котвани в корне изменил свой подход к делу: фирма Wintex Tailoring уступила место «Императорскому Портному», а иностранные клиенты — гражданам нашей страны.

«Все было очень просто»

— Господин Котвани, как родился столь громкий и, согласитесь, обязывающий бренд вашей фирмы?

— Мне довелось жить и работать в трех великих странах — Индии, Великобритании и России. Все они были империями, поэтому мне в голову пришло лишь одно наименование фирмы: «Императорский Портной», или The Imperial Tailoring. Кроме того, я сам родился в королевской семье, мой салон оформлен в стиле английского короля Георга VI… Наверное, так звезды сошлись, поэтому — «Императорский Портной» (улыбается).

— А почему именно Россия, а не та же Англия?

— В Великобритании не так много возможностей для развития бизнеса. Все в мире говорят по-английски и поэтому тянутся в эту страну. С Россией же ситуация обратная: это очень большая страна, самая большая в мире. И здесь очень много возможностей. Поэтому я и решил вести свой бизнес здесь.

— Что было самым сложным на старте вашего бизнеса в России?

— Не могу сказать, что у меня были какие-то сложности: все было очень просто. В 1990 году, когда российская экономика находилась не в самом добром состоянии: многим было элементарно нечего есть, — моими клиентами были иностранцы. Вскоре после дефолта 1998-го я поменял приоритеты. Зачем работать с зарубежными клиентами, если они сегодня — здесь, а завтра — там? И я начал работать только с русскими. Если раньше 95% клиентов были иностранцами, а 5% — русскими, то сегодня все наоборот: 97% наших клиентов — русские.

— Вы одеваете глав России и других стран СНГ, видных политиков, представителей того слоя общества, который принято называть элитой… Как вам удалось выйти на столь требовательную аудиторию?

- Очень просто! В бизнесе и в жизни я приемлю лишь одну вещь — качество. В ведении бизнеса я придерживаюсь индийской философии: маленькая прибыль, круг постоянных клиентов и качество. Как сказал один из моих клиентов, за деньги можно купить вещь любой известной марки, однако истинный стиль купить невозможно — его можно только заказать.

Портной чем-то похож на кулинара: какие продукты возьмешь — такое блюдо и получится. Я работаю с лучшими тканями, лучшей подкладкой, лучшими пуговицами, лучшей бортовкой. Однако лучшее мясо и овощи еще не гарантируют отменного вкуса рагу. Его надо уметь приготовить. А «готовить» мне помогают опыт, знание русских традиций и умение общаться с клиентом. Ведь один любит чай с сахаром, а другой — с медом. И клиенту нужно подать не просто то, что он любит, а то, что ему подходит.

Я вам честно скажу: когда человек выбирает костюм, он сам ничего не понимает. Он ведь никогда в себя не всматривается. Вот сколько минут в день вы проводите перед зеркалом? Пять? Десять? А окружающие вас люди смотрят на вас целый день.

Когда человек находит в моем ателье правильную одежду, то он возвращается сам и приводит с собой новых клиентов. Поэтому моя реклама — это мои клиенты. Когда бизнесмены довольны, они влияют на политиков, политики — на депутатов, депутаты — на Совет Федерации, Совет Федерации — на Администрацию Президента. Так я получаю в клиенты Президента России. Я одеваю глав семи стран, входящих в СНГ. Потому что они понимают, за что платят и сколько это стоит.

Ни секунды сомнений


Что самое интересное, Сэмми Котвани ни секунды не сомневался в ждущем его успехе. Потому что уверенность — один из его жизненных и деловых принципов. Он видел, что наши мастера не могут удовлетворить запросы местной политической и деловой элиты, ширивши-

Как правильно носить мужской костюм.
7 правил от Сэмми Котвани

  1. Не носить однотонные костюмы. Это, скорее, вариант дешевой униформы — ведь для того, чтобы сшить однотонную ткань, не требуется ни фантазии мастера, ни профессионализма. Значительно интереснее смотрится вариант костюма в полоску или в клетку. Правда, с клеткой надо быть осторожным.
  2. Рукав сорочки должен выглядывать из-под рукава пиджака на полсантиметра.
  3. Все пуговицы однобортного пиджака, кроме нижней, при носке костюма должны быть застегнуты.
  4. Брюки носятся с ремнем или подтяжками (надевать одновременно и ремень, и подтяжки неверно).
  5. Длина брюк должна быть до каблука ботинок, при этом спереди на брюках образуется небольшая складка (на ботинке).
  6. Конец галстука должен касаться брючного ремня.
  7. Туфли подбираются под цвет ремня, предпочтительнее обувь на шнурках.

Мерки — залог успеха
Сэмми Котвани говорит, что успех пошива костюма на 30-40% зависит от точности снятых мерок. Поэтому в московском ателье он их снимает сам, в других — братья Котвани, являющиеся также главами ателье. Портные работают в технике индивидуальной выкройки каждого костюма. В среднем пошив одного костюма занимает 1,5 месяца.

Всего в мужском гардеробе должно быть в среднем не менее 25 костюмов или хотя бы по пять на каждый сезон. Носить два дня подряд один и тот же костюм неприемлемо.

Один из клиентов Сэмми Котвани за пять лет заказал у портного 100 костюмов, после чего пропал. Как оказалось позже, клиенту было просто некуда вешать новую (и уже имевшуюся) одежду. Приглашенный домой к клиенту Котвани так решил «гардеробную» проблему: он рассортировал костюмы по сезонам и посоветовал отвезти часть вещей в загородный дом. Остальное он развесил таким образом, чтобы с утра можно было брать крайний слева костюм, а вечером — вешать его с правого края. Теперь Котвани продолжает шить этому клиенту новые костюмы.

Котвани уверен в предлагаемом клиенту качестве, поэтому без клиента он не останется.

Портной в лице Котвани — это даже не продавец костюма. Это автор целой вселенной отношений. Недавно у него был «золотой» день, когда ему пришлось одевать отца, сына и внука. «Два поколения я одеваю давно, а вот три было в первый раз, — с гордостью сообщает герой. — Я очень доволен своей работой».

Надо сказать, что «Императорский Портной» — это семейная компания. В бизнесе заняты три родных и восемь двоюродных братьев Сэмми Котвани. Стратегия развития, в соответствии с которой живет фирма, охватывает ближайшие 25 лет.

— Правильно ли я понимаю, что вы работаете, используя предоплату? В таком случае вопрос стартовых инвестиций перед вами вообще не стоял?

— В плане инвестиций первоначально передо мной стояла единственная цель — найти хорошее помещение и сделать в нем ремонт. Самая большая статья расходов — $1,5 млн — пришлась именно на ремонт. Кроме аренды и заработной платы наш бизнес не обременен никакими расходами.

— Получается, что вы ни разу не пользовались заемными средствами?

— Мой дедушка был королем, и я из очень обеспеченной семьи. Поэтому в долги никогда не влезал и пользовался только собственным капиталом.

По поводу банков хочется отметить: иностранцам в России всегда было очень сложно воспользоваться кредитными средствами, практически невозможно. Наши банки и сейчас плохо работают с этой категорией заемщиков, да и процентная ставка высокая. Просто нереально высокая. Поэтому в российских банках, в отличие, например, от американских, предприниматели получают очень мало кредитов. У меня одеваются все банкиры, поэтому я так уверенно говорю о таких вещах (улыбается). Главная разница в системах финансирования в России и за рубежом кроется как раз в стоимости денег. Каким должен быть бизнес, чтобы суметь обслуживать кредиты под 25% годовых?!

— А экономический кризис как-то сказался на вашей деятельности?

— Нет, пока он нас никак не коснулся. Качество — это, если позволите, вечная категория. Наши клиенты остались с нами.

— Планы по развитию бизнеса?

— Я хочу, чтобы «Императорский Портной» был представлен не только в России и странах СНГ. Хочу превратить его в мировой бренд, открыть еще пять офисов — в Лондоне, Нью-Йорке, Японии, Китае и Индии. И, если все будет хорошо, то еще в Бразилии. Тогда все страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) будут моими (улыбается). Еще я бы хотел, чтобы мода начиналась в России, а не в Англии, Франции или Италии. Россия должна стать законодательницей мировых модных тенденций: ведь в названных странах на самом деле не понимают, как нужно одеваться.

— Рассуждаете как патриот…

— Да, я — россиянин (улыбается).

Президент ИБА

— Вы являетесь почетным президентом Индийского бизнес-альянса (ИБА). Расскажите, пожалуйста, об успехах в этой сфере.

— Раньше было такое довольно распространенное выражение — «Хинди — руси — bhai-bhai» . Что значит: «индус и русский — братья». И сейчас это уже не просто слова, а реальность. Я очень доволен тем, что благодаря нашему премьер-министру — господину Путину — и его команде Индия и Россия стали очень близки друг другу.

Что касается альянса: он был создан 10 лет назад несколькими молодыми предприимчивыми индусами, ведущими бизнес в Москве. Мы поставили перед собой цель: создать такую организацию, которая бы помогала индийскому бизнесу адаптироваться к российским реалиям. Несмотря на то что альянс никогда не находился на таком высоком уровне, как, например, Российско-Европейский совет или Американская торговая палата, сегодня мы можем гордиться тем, что нас знают на уровне правительства РФ и мы регулярно с ним взаимодействуем.

Альянс играет заметную роль в развитии индийского предпринимательства в России и расширении двустроннего сотрудничества. Мы отслеживаем все возможности выхода индийских компаний на российский рынок, также стремимся заинтересовать индийских бизнесменов, работающих в Дубаи, Сингапуре и Великобритании. Наша задача — пропаганда деловых возможностей России среди представителей всего индийского бизнес-сообщества. Мы также активно рассматриваем проблемы членов альянса и ведем переговоры со многими российскими министерствами и ведомствами. Если быть конкретным: от Федеральной миграционной службы мы добились льготных условий для получения виз и разрешений на работу. И это было не так просто: думаю, многие деловые сообщества до сих пор не могут решить эту проблему.

— Сколько стоят услуги альянса?

— Хотя мы являемся некоммерческой и неправительственной организацией, для финансирования деятельности мы должны собирать небольшие членские взносы. По сравнению с условиями членства в таких организациях, как Американская торговая палата или Российско-Британский деловой совет, это небольшая плата. Для корпоративных членов взносы составляют $2 400 в год, для индивидуальных — $1 200. Сами понимаете, когда ваше предложение или запрос поддержаны письмом из альянса, то это уже совершенно иной уровень отношения к компании. Для вас сразу открываются многие двери, и за ними с вами готовы разговаривать.

— Как вы оцениваете уже пройденный Россией и Индией путь сотрудничества?

— Как я уже говорил, перспективы взаимоотношений в свое время — это было пару лет назад — первым понял Владимир Путин. Именно он рассмотрел огромный потенциал двустороннего развития в области технологий. Так начался новый этап во взаимоотношениях сторон, пришедший на смену поставкам оружия.

— На что, по вашему мнению, следует в первую очередь обращать внимание российским предпринимателям, желающим начать бизнес в Индии?

— Когда я приехал в Россию, то первым делом принялся за изучение национального менталитета. Несмотря на то что у меня за плечами были и большой опыт, и хороший пост. Так и российскому бизнесмену я рекомендую в первую очередь изучить наш, индийский, менталитет.

Выходя на рынок Индии, надо понимать: это очень большая страна, и здесь хорошо создавать именно сетевой бизнес. И не надо ждать от индийского рынка большой прибыли, приносимой за короткий срок. В этой стране не бывает большой прибыли: она маленькая, зато постоянная.