Персональная классика
В ателье «Императорский портной», расположенном в Гостином Дворе, вот уже почти два десятилетия создаются классические мужские костюмы, подобных которым нет нигде в мире. Ведь каждая вещь, сшитая здесь, столь же уникальна, сколь неповторимы черты каждого человека. В уютных интерьерах ателье мы побеседовали с его основателем, Сэмми Котвани, потомственным портным, чьи костюмы сегодня носят главы шести государств.
— Вы приехали в Россию 20 лет назад и могли наблюдать, как многое менялось в нашей стране. Сложился ли здесь определённый, характерный стиль одежды?
— В 1990 году я приехал в Советский Союз, поэтому новая Россия рождалась на моих глазах. Сейчас, я считаю, в России всё равно что-то намного лучше, чем в странах СНГ и даже некоторых европейских странах. Но для того чтобы сформировался свой характерный стиль в одежде, как, например, если бы мы говорили об Англии, Италии, Франции, должно пройти очень много времени. Конечно, если брать только ткани, то они везде подбираются в соответствии с местным климатом. И в этом случае у России, безусловно, всегда были свои особенности, ведь это холодная страна. Ткани, которые я продавал здесь в начале 90-х, были плотные, и расцветка больше подходила здешней погоде. Здесь в основном преобладают сдержанные, холодные цвета.
— Как изменился вкус наших соотечественников за последние годы, сформировались ли свои предпочтения?
— Мода по-прежнему приходит сюда из Италии, Франции. У России пока нет своего имиджа в мире одежды. Во многом это связано с тем, что здесь стараются носить определённые бренды, а не вещи, которые идеально подходили бы конкретному человеку. Я согласен, что бренд автомобиля может иметь значение, но бренд одежды – нет. Если кто-то покупает костюм известного бренда, он всё равно не может сказать: Это мой костюм». Потому что несколько таких же костюмов проданы или будут проданы ещё кому-то. Покупая автомобиль, человек думает, выбирает, сравнивает, но покупая костюм, он, как правило, ничего не понимает ни в крое, ни в тканях, он покупает его из-за бренда. Чтобы ситуация изменилась, должно пройти время, должно измениться сознание потребителя.
— Насколько предпочтения клиентов Вашего ателье влияют на то, какой будет конечная вещь?
— В первую очередь к нам приходит человек, уверенный в себе, знающий, чего он хочет, ищущий то, чего нет в магазинах. Если он приходит к нам впервые, это легко понять по первым минутам разговора, ведь прежде чем начать что-то делать, я старюсь узнать о клиенте как можно больше. И если я понимаю, что человек хочет, что он действительно хочет иметь «свой» костюм и не хочет переплачивать за бренды, ищет вещь, которая была бы создана специально для него, то мы начинаем работать. Портной в какой-то степени как врач. Если врач избавляет от болезней, возвращает ощущение гармонии телу, то портной помогает достичь желанной гармонии во внешнем образе человека.
— Каковы особенности ателье «Императорский портной»?
— Когда вы приходите к нам, первым вас встречает стилист. У нас работают два стилиста, окончивших специальные курсы в Англии. Они помогают выбрать нужную ткань. Это очень важный этап. С одной стороны, мы смотрим, какие ткани нравятся нашему клиенту, с другой – учитываем каждую деталь: для какого случая делается костюм, на какой сезон, каков цвет глаз, цвет волос, оттенок кожи, не говоря уже об особенностях фигуры клиента. Например, одним можно носить широкую полоску, другим нет. И хотя мы делаем классическую мужскую одежду, этому стилю больше ста лет и, казалось бы, мало что можно изменить, очень многие детали имеют значение. Например, если человек невысокого роста, то вместо трёх пуговиц на пиджаке ему лучше подойдут две. То есть у каждой фигуры получается свой неповторимый стиль. Второй этап – пошив. Портные, которые у нас шьют – это я и мой брат. Я лично занимаюсь пошивом одежды, разработкой выкроек, доработкой. За двадцать лет работы в России у меня накопился большой опыт, но настоящим портным я начал считать себя не так давно, когда среди моих клиентов оказалось сразу три поколения. То есть когда дедушка, папа и его сын одеваются у меня. Это очень приятно и в такой ситуации я действительно могу чувствовать себя настоящим портным. Хотя до этого у меня было много клиентов, среди которых были отцы и их дети. Наконец, третий этап – это post service, то есть обслуживание после того, как мы пошили клиенту одежду. Каждые полгода наши костюмы проходят своеобразный ТО: их возвращают мне, я смотрю качество швов, общее состояние и, если требуется, вношу исправления. К тому же, если клиент в течение полугода, например, сел на диету, или наоборот стал полнее, мы подгоняем костюм по фигуре. Всё это входит в наши услуги.
— Как давно у Вас обшивается самый старый клиент?
— Если костюм, который клиент сделал у нас впервые, понравился, то в 99 случаях из 100 он приходит к нам снова и снова. Зачастую мы становимся друзьями, и это ещё одна приятная особенность моей работы. Тех, для кого мы делаем одежду 10-12 лет, довольно много. Но самый преданный наш клиент – с 1994 года.
— Каков выбор тканей в Вашем ателье?
— На сегодняшний день у нас больше десяти тысяч видов тканей. В основном это ткани из Италии и Англии, стран, где знают толк в мужской одежде. Качество этих тканей зачастую на порядок превосходит качество тканей, из которых шьют одежду даже самые известные бренды. Вы замечали, что раньше одежда снашивалась гораздо дольше? Сегодня стоит купить вещь, как через год-два уже нужна новая, поскольку старая никуда не годится. Это потому, что при создании тканей вместо четырёх нитей стали класть три.
У нас украли одну нить, чтобы сэкономить на одежде, запущенной в массовое производство. Мы используем только стопроцентно натуральные ткани самого высшего качества. Было, правда, исключение, когда у одного из наших клиентов оказалась аллергия на шерсть. Тогда я подыскал для него очень хорошую ткань с 70 % полиэстера. К тому же мы предлагаем (и это пользуется сейчас большим спросом) ткани Teflon. Это ткани, сделанные с применением нанотехнологий: они не мнутся, на них не остаётся пятен, хотя на ощупь они практически не отличаются от привычных. Роскошные и элегантные вещи получаются на основе тканей с золотой, платиновой или серебряной нитью – у нас представлено несколько разновидностей.
— Какие новинки ожидают Ваших клиентов в 2010 году?
— Я очень надеюсь, что в этом году у нас появится шерсть из Австралии. На сегодняшний день австралийская шерсть, на мой взгляд, самая качественная. Её производят очень мало, и я жду, когда начнутся поставки, поскольку уже сделал заказ.