Архив web-публикаций

Элитные мигранты: как иностранцы становятся успешными российскими бизнесменами

Даже у трудовой эмиграции есть свой средний класс. Промежуточное положение между "белой костью" - иностранными наймитами крупных корпораций - и разнорабочими из республик бывшего СССР занимают новые переселенцы, создавшие в России свой небольшой бизнес.

В их головах порой рождаются самые необычные идеи. После окончания Института шелка и художественной шелкографии в Индии и работы у брата собственного дедушки портной Сэмми Котвани объехал много стран. Он шил и в Африке, и в Западной Европе, пока не состоялся судьбоносный разговор с одним из клиентов. "Я дружил с бельгийцем, большим начальником, он часто приглашал меня в гости по субботам, - рассказывает Котвани. - И вот однажды едем на его шикарном Jaguar, а он жалуется: "Сэмми, я бедный!" "Такая машина, а ты говоришь, что бедный!" - удивился я. А он отвечает, что не может позволить себе Rolls Royce.

Тогда я в шутку спросил, что мне сделать, чтобы стать таким же "бедным". И он посоветовал ехать в Россию: даже помог сделать визу, а на прощание дал три совета: заниматься только тем, что умеешь делать, "держаться" и не уезжать минимум полтора-два года, если поначалу будет сложно. Третье наставление больше всего удивило и напугало Сэмми. Его бельгийский друг посоветовал ни в коем случае не общаться с русскими девушками, которые говорят по-английски, "потому что они все из Кей-Джи-Би". Так в 1989 году индийский портной оказался в России.

Английский костюм от индуса

Сегодня Сэмми уже не боится русских девушек. В его собственном ателье Imperial Clothing в Гостином дворе, где он снимает мерки с известных политиков, бизнесменов и звезд, с портретов на стенах смотрят друг на друга Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. На портрете кисти Никаса Сафронова российский президент облачен в одежду, которую носили западноевропейские монархи. А вот на президенте Казахстана - современный костюм, пошитый его личным портным - Котвани. Назарбаев даже участвовал в открытии его салона в Алматы. "Он говорил, - вспоминает Сэмми, - что у него всего два индийских друга: первый - господин Миттал (Лакшми Миттал - владелец Arcelor Mittal, крупнейшего в мире сталелитейного холдинга. - Прим. "Ко"), а второй - господин Котвани".

Русская пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" очень по душе Сэмми Котвани. "Когда я шью свадебный костюм, 9 из 10 клиентов приглашают меня на свадьбу. Семнадцать лет назад я начинал с того, что обшивал дипломатов и иностранцев, которые жили в Москве. Но понял, что русские клиенты для меня важнее - это ведь их страна. Позже я отправился в Лондон учиться менеджменту в области портновского дела, а когда вернулся, то сконцентрировался на русской клиентуре и не проиграл", - говорит Котвани. Тогда за неимением своего офиса он еще ездил к заказчикам домой или на работу. Однажды Владимир Ресин (руководитель столичного стройкомплекса. - Прим. "Ко") спросил адрес салона Котвани. Вскоре индийский портной стал арендатором офиса в только что отреставрированном Гостином дворе. По его словам, 300 кв. м - конечно, слишком много для салона, но "отказать такому именитому человеку невозможно".

Хотя портной не раскрывает планы по расширению бизнеса, помимо столичного ателье и салона в Казахстане, вывески Imperial Clothing можно обнаружить в Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Баку и Ташкенте. В любом из них портные снимают с клиентов мерки в дюймах - чтобы не было проблем у английских портных в Лондоне, которые будут шить костюм. Вскоре Котвани собирается привлекать франчайзи, чтобы открыть по салону в каждом городе-миллионнике. "Россия - не Африка, где сегодня снимаешь мерки с министра, а завтра он уже не министр. Там заказов было много, а денег не платили", - рассказывает он. Правда, в России ему тоже не все клиенты нравятся: у тех, кто с порога спрашивает, сколько стоит костюм, портной заказы не принимает: "Это же штучная работа, как можно!" Сэмми наотрез отказался говорить с "Ко" о расценках на его услуги. "Нет у меня конкурентов в Москве, - "жалуется" он. - Было много ателье в СССР, где они сейчас? По подвалам ютятся. Шьют по 5 - 7 костюмов в месяц. Я пытаюсь поддерживать русских портных. Продаю им как официальный дистрибутор ткани. Но всегда предупреждаю: не продешевите, не смейте брать меньше денег с клиента!"

Ольга КРАВЕЦ